Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Муниципальное казенное учреждение Отдел образования администрации Илекского района

461350, Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, Октябрьская,21

8 (35337) 2-14-98

ilekrmk@yandex.ru

Горячая линия о фактах коррупционных проявлений

Телефон доверия для приема сообщений о фактах коррупционных проявлений в образовательных организациях Илекского района:

2-21-72

Павлычева Светлана Николаевна,

заведующий Отделом образования администрации Илекского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ИЛЕКСКОГО РАЙОНА


ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГРУППОЙ

  1. Всегда помните: безопасность — прежде всего.
  2. Всегда держите воспитанников вашей группы в поле зрения и слуха.
  3. Всегда будьте бдительны и находитесь в состоянии готовности. Предупреждайте развитие проблем.
  4. Прилагайте все усилия, чтобы развивать с каждым воспитанником отношения, которые будут гарантировать им физическую и душевную безопасность. Построение взаимоотношений требует времени.
  5. При любой возможности поддерживайте развитие положительных событий в группе. Поощряйте успех воспитанников, побуждайте их к новым успешным свершениям. Быстро решайте незначительные проблемы и продолжайте жизнь дальше.
  6. Обращайте основное внимание на хорошие поступки воспитанников. Всегда начинайте «строить» на основании того, что ребенок уже может делать.
  7. Давайте воспитанникам понять, что вам известны все, даже маленькие, их успехи, каждое командное начинание и всякий небольшой шаг к прогрессу, происходящие в течение дня.
  8. Поощряйте любые хорошие поступки воспитанников, являющиеся исключениями из обычного для них проблемного поведения. Объясняйте, как подобает себя вести, и привлекайте к этому внимание группы.
  9. Не называйте совершившего нехороший поступок обидными словами («ленивый», «тупица», «глупый», «псих»). Вместо этого объясните, почему от такого поступка «нет пользы и добра».
  10. Не употребляйте осуждающе-критических фраз. Уклоняйтесь от сарказма.
  11. Когда возможно, не обращайте внимания на неприличные высказывания и поступки, стараясь не отвлекать внимание группы от положительного.
  12. Помогайте каждому воспитаннику стать жизнеспособным членом группы, побуждая их делиться своими идеями и мнением с остальными ребятами. Добивайтесь того, чтобы все высказывали свои точки зрения. Приветствуйте каждого, кто своим предложением или высказыванием поддерживает и подкрепляет мнение других. Будьте готовы стать «тормозом отката» для группы. когда говорят не пользующиеся популярностью воспитанники.
  13. Каждый ребенок будет переживать происходящие в группе ситуации по-своему в связи с различным у всех прошлым. Узнавая разные взгляды на одну и ту же ситуацию, все члены группы обогащают свой опыт.
  14. Способствуйте взаимодействию между членами группы, чтобы они могли сами находить способы решения «проблем». Содействуя этому, вы должны быть готовы уделить необходимое время и внимание и оказать требующуюся помощь воспитанникам, непреклонно выступающим за альтернативные решения.
  15. Оставайтесь открытыми к последующим беседам с каждым воспитанником, и пусть об этом свидетельствуют ваши слова и поступки. Как правило, воспитанники-новички начинают открываться и делиться тайнами своей души осторожно.
  16. Человека невозможно теоретически научить самым важным жизненным истинам (доверие, самоутверждение, прощение, безусловная любовь, уважение и т.д.), ему необходимо пережить их на собственном опыте. Старайтесь не столько наставить воспитанников через лекции, сколько дать им возможность «испытать» истину в жизни. Большинство трудных подростков сталкивались с «только обещающими» взрослыми, но лишь некоторые из них воочию видели «делающих то, что говорят».
  17. Когда ребенок тонет — не время учить его плавать; придите на помощь попавшему в критическую ситуацию. Проявите отзывчивость, заботу, окажите поддержку, а после всего — учите.
  18. Обращайте внимание на жестикуляцию и мимику. Научитесь «слушать» глазами так же как ушами.
  19. Признавайте свои ошибки всякий раз, когда вы совершаете их. Будьте готовы извиниться открыто перед всей группой. Признавая свои просчеты, вы укрепляете свою надежность в глазах других и их доверие к вам, как к лидеру.
  20. Выражая свой гнев перед всеми, помните, что он ваш. Не вините окружающих в своих чувствах или действиях.

В КАЖДОМ СЛОВЕ И ДЕЛЕ БУДЬТЕ ОБРАЗЦОМ ПОДРАЖАНИЯ.

УПРАЖНЕНИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОЙ

Разделитесь на группы и обсудите следующие вопросы:

  • Что могут сделать вожатые, чтобы поддержать положительный ход событий в группе и чтобы жизнь и обучение в ней складывались успешно?
  • Как вожатый может уладить незначительные нарушения поведения, не созывая группу для беседы?
  • Какую пользу вы принесете себе и группе, если сосредоточите основное внимание на правильных поступках воспитанников?
  • Какие обидные прозвища давали вам? Как они влияли на вашу самооценку? Как избежать использования негативных прозвищ в работе с детьми?
  • Почему следует избегать сарказма и критических высказываний в адрес детей?
  • Почему, когда речь идет о воспитании у детей доверия, безусловной любви и уважения, считается разумным дать им возможность «пережить» истину на собственном опыте, а не просто прочитать им на эту тему лекцию?
  • Что вы делаете, чтобы показать воспитанникам пример того, как не винить в своем гневе других, а оставлять «его при себе»?
  • Согласны ли вы со следующим утверждением: «Когда ребенок тонет — не время учить его плавать; придите на помощь попавшему в критическую ситуацию».
  • Обоснуйте ответ — Как признание своих просчетов и ошибок укрепляет вашу надежность в глазах детей и их доверие к вам, как к лидеру.

ОСОБЫЕ НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ

Способы словесного руководства

  1. Способствовать: Поддерживать открытое, дружеское общение в группе, направляя ход бесед, обеспечивая соблюдения воспитанниками норм общения в группе, поощряя хорошие поступки и ограничивая неуместное поведение.
  2. Отмечать положительные исключения из негативного поведения: Одобрять действия отличные от обычных у таких детей непристойных поступков и привлекать к ним внимание воспитанников. Этот способ помогает детям лучше понимать, когда они не ведут себя плохо. Заостряя внимание группы на ожидаемом поведении, вы увеличиваете вероятность улучшения поведения и возникновения большего количества хороших поступков.
  3. Зеркальное отражение: Быть словесным зеркалом поведения воспитанника, констатируя то, что, судя со стороны, он делает, говорит и чувствует в данный момент. Отображая ребенка, наставник помогает ему осознать свои мысли и чувства и выразить их словесно.
  4. Предлагать альтернативное поведение: Объяснять детям, как можно поступить иначе, учить их этому и помогать советом, способствуя, таким образом, развитию у них нового образа мыслей и действий.
  5. Препятствовать: Вмешиваться словесно или физически для прекращения причиняющих вред группе поступков с целью защитить других воспитанников, содействовать продуктивному общению и содействовать положительному развитию событий в группе.
  6. Намеренно игнорировать: Умышленно не обращать внимания на некоторые неуместные поступки в попытке «затушить» их, оставив их без внимания.
  7. Формировать: Прививать правильное поведение, поощряя последовательное приближение ожидаемых поступков.
  8. Прибегать к юмору: Препятствовать распространению непристойного поведения посредством шуточных комментариев или смешных поступков. Наставники должны уклоняться от сарказма, а также от насмешек над воспитанником.
  9. Преобразование: Предлагать воспитаннику альтернативный взгляд на вопрос или поступок, открывающий перед ним новые успешные перспективы и обеспечивающий варианты решения проблемы.
  10. Планирование и умение ставить цели: Помочь членам группы выбрать нужные мероприятия и спланировать день так, чтобы получить от него максимальную пользу; оказать помощь в определении четких и содержательных целей того, как развить в себе новый образ поведения.

Способы руководства, предполагающие физическое воздействие

  1. Реструктуризация: Вносить изменения в программу мероприятия, изменять ранее данные воспитанникам задания, назначать им других партнеров или менять место занятия с целью прервать неправильное поведение. Бдительные наставники могут пресечь многие неприятные ситуации до их развития, сразу заметив потенциальную проблему и немедленно изменив структуру занятия, чтобы поддержать здоровую атмосферу в группе и способствовать непрерывному получению группой пользы от мероприятия.
  2. Использование тайм-аутов: Во время занятия в группе отвести воспитанника на заранее назначенное место для короткого перерыва, чтобы он мог успокоиться и обдумать свое поведение. Лучше всего использовать этот способ не в качестве наказания.
  3. Перемена места дискуссии: Перевод группы на другое место может снизить возбуждение, вызванное плохим поступком, ограничить смятение и беспорядок и уменьшить вероятность «заражения» других групп тем же поведением.
  4. Удаление воспитанника или устная переориентация: Устными сигналами или физическим прикосновением оградить воспитанников от возможного отрицательного воздействия. Если применить этот способ правильно, наставник может прервать развитие множества опасных ситуаций, перед тем как они окажут пагубное влияние на «здоровье и успех» группы.
  5. Удалить некоторые предметы и не использовать определенные участки территории: Убрав определенные предметы (сигареты, канцелярские резинки, камни, ножи) или ограничив использование некоторых участков (мальчикам не находиться рядом с комнатами девочек, группам не использовать оживленные автостоянки), можно снизить вероятность нарушений поведения.

УПРАЖНЕНИЕ НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ

Разделитесь на группы. Соберитесь «в круг» для обсуждения. Выберите трех человек на роль вожатых группы; остальные будут воспитанниками. Вожатые должны решить, кто какие способы управления из данного ниже перечня будет демонстрировать.

  • реструктурировать
  • использовать тайм-ауты
  • устная переориентация или удаление воспитанников
  • предлагать альтернативное поведение
  • препятствовать
  • намеренно игнорировать
  • прибегать к юмору
  • отмечать положительные исключения из проблемного поведения

Задание для группы: Группа собралась «в круг» около столовой и обсуждает, чья сейчас очередь накрывать на стол. Некоторые воспитанники согласны взяться за дело, другие отказываются помогать. Во время дискуссии в группе о назначении дежурных вожатые должны продемонстрировать использование каждого способа управления. Задача «воспитанников» в этой инсценированной ситуации — определить способ, применяемый вожатыми.

УПРАЖНЕНИЕ ПЕРЕХОД МЕЖДУ ЗАНЯТИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМА «В КРУГ»

Разделитесь на группы по 10-12 человек. Выберите двух участников на роль вожатых, а остальные будут воспитанниками.

Группа только что закончила игру (спортивное мероприятие), длившуюся 30 минут. Все разгоряченные и вспотевшие. Задачи вожатых: во-первых, подвести итоги спортивного занятия и затем подготовить воспитанников к следующему мероприятию (обед). Для того чтобы осуществить организованный переход, вожатые должны воспользоваться перечисленными ниже шагами. Задачи вожатых:

  1. Успокоить детей и помочь им сосредоточиться.
  2. Провести с воспитанниками краткое обсуждение последнего занятия.
  3. Попросить некоторых из детей дать оценку участия в занятии группы в целом.
  4. Обсудить то, что каждый мог бы изменить в своем поведении, когда они будут играть (спортивное мероприятие) в следующий раз, чтобы группа получила от игры больше удовольствия и пользы.
  5. Ясно объясните воспитанникам суть следующего мероприятия.
  6. Ответьте на любые вопросы, касающиеся его.
  7. Объясните, какое конкретно поведение ожидается от воспитанников на этом мероприятии.